29 июня в Кременчуге открыли минискульптуру кременчугского трамвая. Расположена она на перекрестке улиц Соборной и Победы — месте, где в конце XIX века пролегал один из трамвайных маршрутов.
Мэр Виталий Малецкий отметил, что приятно, когда в городе появляются подобные уголки, которые отражают его историю. Он подчеркнул, что появление таких контактных культурных объектов будет способствовать улучшению туристической привлекательности города, поможет молодому поколению кременчужан и нашим гостям больше узнавать о развитии Кременчуга, интересные факты и события, которые происходили в нем в разные исторические периоды. Виталий Малецкий выразил слова благодарности горожанам, которые открывают новые страницы истории Кременчуга и благодаря которым проходят подобные культурные акции для сохранения местного исторического наследия.
Стоит отметить, что минискульптура Кременчугского трамвая изготовлена и установлена на благотворительные средства кременчужан. Идея принадлежит Оливии Капатия. На открытии минискульптуры инициатор проекта отметила, что в планах продолжить культурную акцию, ведь именно она помогает почувствовать то, что происходило в жизни наших предков, сочетает интересное несколько забытое прошлое нашего города с его современностью.
По информации из открытых источников, введен кременчугский трамвай постановлением городской думы от 10 октября 1895 года. Кременчуг стал пятым городом Украины, который получил этот современный и удобный вид транспорта. К тому времени в Украине трамвайные линии были в таких городах, как Киев, Екатеринослав, Елисаветград и Житомир. В 1897 году в нем начались работы по налаживанию движения трамвая и строительство трамвайных линий по трем маршрутам. Через 2 года в городе провели запустили регулярные трамвайные рейсы на трех линиях. Вагоны трамвая ходили на маршрутах с интервалом 10 мин., на загородном маршруте — 20 мин. В 1916 городской трамвайный парк состоял из 16 моторных вагонов с открытыми площадками на двухосной тележке. Длина трамвайного пути достигала 12 км. За год трамвай в среднем перевозил 2,8 млн пассажиров. Проезд стоил 5 копеек за один час.
Остановился кременчугский трамвай 26 февраля 1917, причиной этому стал глубокий экономический кризис, вызванный гражданской войной. Начиная с 1920 года и вплоть до начала Второй мировой войны вопрос о возобновлении движения Кременчугского трамвая поднимался несколько раз. Реализовать эти планы не удалось из-за длительной войны и послевоенной разрухи. Так закончилась история Кременчугского трамвая — одного из первых в Украине.
Три маршрута:
1. «Пароходная пристань — ул. Екатерининская (сегодня — Соборная) — ул. Киевская (сегодня — Победы) — ул. Мальцевская (сегодня не существует, на ее месте Приднепровский парк) — Электростанция»
2. «Пароходная пристань — ул. Екатерининская (сегодня — Соборная) — Ярмарочная площадь (сегодня — ул. Халаменюка) — ул. Александровская (сегодня — Первомайская) — Электростанция»
3. «Пароходная пристань — ул. Пищевая (сегодня — Шевченко) — ул. Мальцевского (сегодня не существует, на ее месте Приднепровский парк) — ул. Киевская (сегодня — Победы) — ул. Веселая (сегодня — ул. 1905 году) — ул. Херсонская — ул. Украинская».
Депо Кременчугского трамвая и электростанция находились у подножия Песчаной горы между улицей Екатерининской (ныне — Соборной) и Троицким переулком (сегодня — ул. Чкалова).
Комментарии